НАШ НОВЫЙ САЙТ "МОЙ РЕБЕНОК"
Администрация:

ЗОЛОТАЯ РЫБКА-хозяйка сайта

ЛИСЕНОК-правая рука администратора

ИВУШКА-модератор-администратор

Модераторы:
Катюшка
зайка39
Сливки_общества
НАШ НОВЫЙ САЙТ "МОЙ РЕБЕНОК"

Наши любимые детки

Объявление

Заполните, пожалуйста, раздел "Как вы узнали о нашем сайте ЗАНОВО.Данные были нечаянно утеряны.". Это находится в разделе "НОВИЧКАМ СЮДА" За каждого 10 [взломанный сайт] человека, которого пригласит участник нашего форума,- будет получена наградка Началось голосование "Форумчанка месяца" , "Малыш месяца"

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Наши любимые детки » Воспитание детей » Воспитание детей от 1 до 3.


Воспитание детей от 1 до 3.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Игра и жизнь по правилам. Как научить ребенка соблюдать элементарные правила и стоит ли это делать
Все мы - заложники установленных в обществе условностей и правил. Как говорится, жизнь - игра, а люди в ней - актеры. Что бывает в кино, когда актеры отступают от сценария? Правильно, полный хаос. Так и в реальной жизни. Правила - это своего рода общий сценарий жизни, или, как говорят психологи, мышечный скелет человеческих отношений. Правила дорожного движения, правила поведения, правила письма, правила техники безопасности, правила игры и т.д., перечислять можно до бесконечности. Если задуматься, становится страшно: как можно выучить такое огромное количество правил?! Но жить по правилам вовсе не означает ломать свой характер в угоду обществу. В действительности большинству правил мы следуем на полном автоматизме, потому что так привыкли с детства.

Но с рождением ребенка новоявленные родители почему-то начинают отступать от привычных правил, подстраиваясь под малыша. Теперь вся их жизнь вращается вокруг этого очаровательного комочка. Мы закрываем розетки, чтобы ребенок в них не залез, оборудуем квартиру кучей всевозможных средств безопасности, меняем привычный распорядок дня... В результате ребенок растет в тепличных условиях, как редкий цветок, над которым все вокруг прыгают и с которого сдувают пылинки. Часто родители предоставляют ребенку полную свободу. Хочешь - ешь, хочешь - не ешь, хочешь - спи, хочешь - не спи, хочешь - ходи в детский сад, хочешь - сиди дома, хочешь - убирай свою комнату, не хочешь - не надо... Но абсолютная свобода порой оборачивается отсутствием каких-либо ориентиров. И в один прекрасный момент родители спохватываются и понимают, что кроха уже достаточно большой, и пора бы приучать его к взрослой жизни по правилам. Так и начинается эпоха всевозможных запретов, наказаний и упреков. Малыш уже успел привыкнуть к полному отсутствию всяких правил и совершенно не желает их соблюдать.

Детей формируют привычки

Ребенку, только познающему мир, правила необходимы, как компас и карта блуждающему в дебрях туристу. Ему предстоит жить именно в этом обществе, а значит, необходимо усвоить законы, по которым живет это самое общество. Счастлив тот, кто умеет жить по правилам. Такому человеку легче вливаться в любой коллектив, учиться и ограничивать себя в чем-либо для достижения цели. Как говорится, детей формируют привычки. Ведь большинство правил мы соблюдаем по привычке, не задумываясь о том, как поступить в той или иной ситуации. И задача родителей - с самого раннего возраста выработать у ребенка полезные привычки. Психологи выделяют четыре основных кита, которые закладывают у ребенка сценарий дальнейшей жизни.

Четкий распорядок дня - начало начал

Ребенку необходим определенный распорядок дня: встать, умыться, одеться, позавтракать, почистить зубы и т.д. Четкая последовательность и повторяемость привычных действий внушают ребенку уверенность, создают ощущение надежности, защищенности, способствуют хорошему настроению. Порядок необходим для правильного развития и последующей учебы в школе. При отсутствии режима ребенку будет трудно приучить себя к организованности, он не сможет сосредоточиться на одном предмете, т.к. его внимание рассеяно и не привыкло к четким рамкам. Конечно, распорядок дня - понятие довольно индивидуальное, но его надо соблюдать постоянно, то есть ребенок ежедневно должен спать, бодрствовать и есть в одно и то же время. Как правило, дети сами устанавливают этот график, и родителям необходимо только придерживаться его. В дальнейшем привычка к внешней организованности - это шаг к организованности внутренней. Ребенок, который живет по режиму, складывает на место свои игрушки, помогает маме наводить в комнате порядок, а повзрослев, легко научится складывать по полочкам и распределять полученную информацию, отделяя нужную от ненужной, и систематизировать свои мысли. А это, согласитесь, очень помогает во взрослой жизни.

Очень важный пример для подражания

Основополагающую роль в воспитании правил поведения играет именно родительский пример. Ребенок автоматически усваивает принятые в семье правила. Именно в семье, за общим столом у ребенка вырабатываются (или не вырабатываются) хорошие манеры. Так что прежде, чем делать замечания трехлетнему карапузу, посмотрите на себя. Если папа не благодарит маму за ужин или не моет руки перед едой, то не стоит ждать от ребенка иного поведения. Дети быстро перенимают манеру поведения взрослых: если родители говорят с набитым ртом, сидят, развалясь, кладут локти на стол или едят руками, то вряд ли можно требовать от малыша иного поведения. За столом абсолютно все имеет значение: не только что мы едим, но и как мы это делаем. Родители не должны позволять (ни себе, ни другим), чтобы во время еды работал телевизор, бубнило радио, кто-то читал газету или разговаривал по телефону. Ребенок - это зеркальное отражение родителей. И задача родителей вести себя так, как они того требуют от своего ребенка.

Групповые игры по правилам

Приблизительно в 2-3 года ребенок начинает играть со сверстниками. Это очень важный этап в становлении личности. Почаще предлагайте детям ролевые и групповые игры, где существуют определенные правила. Объясняйте ребенку, что в каждой игре есть свои правила, например, в футболе игроки не могут брать мяч в руки (кроме вратаря), а в волейболе нельзя играть ногами. Научившись следовать правилам в игре, ребенок постепенно переносит эту модель поведения в реальную жизнь. Труднее других подчиняются установленным правилам детишки с сильным характером (ярко выраженные лидеры), у которых по любому поводу есть собственное мнение. В играх отводите таким детям разные роли: сегодня ты будешь продавцом, а завтра - покупателем и т.д. Ребенок должен понимать, что невозможно всю жизнь играть только те роли, которые ему нравятся.

Сказка ложь, да в ней намек

Сформировать правила относящиеся к сфере человеческих отношений и этики поведения помогают сказки, а точнее, их анализ. Именно из книжек ребенок узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Например, читая сказку про Красную Шапочку, отметьте, что она очень хорошо сделала, когда согласилась отнести старенькой бабушке пирожок и горшочек масла (о пожилых людях надо заботиться), но плохо поступила, что рассказала волку, куда она идет (нельзя разговаривать с незнакомыми людьми). Прочитав сказку, обязательно обсудите с крохой, кто из героев поступил хорошо, кто - плохо, почему они так поступили, как надо себя вести в этой ситуации и т.д. Когда ребенок научится анализировать поступки сказочных героев, ему будет легче анализировать свои поступки и принимать правильное решение. Сравнивайте сказочных персонажей с реальными героями. Можно самим придумать сказку, в которой будут отражены проблемы вашего ребенка (например, о жадном зайчике, который ни с кем не хотел делиться морковкой).

Пояснение для понимания

Правил должно быть немного, но они должны быть четко сформулированы и понятны малышу. Нельзя в один день вываливать на ребенка кучу запретов и ограничений. Постепенно вводите новые понятия. Первые правила можно облачать в формы стихов и песенок, например, "Когда я ем, я глух и нем". Такие прибаутки в отличие от строгих запретов не вызывают у ребенка чувство протеста и желания сделать наоборот. Но, повторяясь из раза в раз, они откладываются в сознании ребенка как неопровержимые истины. Нельзя, устанавливая правила, постоянно унижать малыша. Фразы "Немедленно!", "Ты слышал, что я сказала?", "Быстро иди сюда!" вызывают у ребенка протест и желание пойти на конфликт. Правила должны произносится твердо, но не в грубой форме. Даже если кроха поступает плохо, родители должны его уважать. Только на взаимном уважении можно прийти к компромиссу.

Устанавливая правила, обязательно поясняйте их. Часто, отвечая на вопрос маленького ребенка, мы отделываемся фразами "Так не положено", "Надо делать так" и т.п. Ребенок должен знать, почему нельзя и что будет, если он вдруг нарушит родительский запрет. Если кроха, не обращая внимания на ваши запреты, лезет к горящей конфорке или пытается потрогать включенный утюг, не надо бить его по рукам. Лучше позвольте ему один раз дотронуться до "опасного" предмета, естественно, под вашим присмотром. Личный опыт (особенно неприятный) часто оказывается куда более действенным, чем бесконечные родительские окрики и оплеухи. К тому же велика вероятность, что ребенок решит нарушить ваш запрет, когда никто не видит, и тогда это может окончиться весьма печально. Не понимая, что будет, если он нарушит правила, ребенок не сможет их осознанно соблюдать. Старайтесь употреблять слово "нельзя" как можно реже, только в тех случаях, когда запрет касается безопасности малыша. Чем реже звучит слово "нельзя", тем оно действеннее.

И самое главное - устанавливая ребенку правила, будьте однозначны. От установленных запретов нельзя отступать. Часто можно наблюдать ситуацию, когда мама или папа, пребывая в хорошем расположении духа, разрешают ребенку все на свете, а на следующий день за те же самые поступки бьют по рукам или ставят в угол. Как, скажите, ребенку тогда разобраться, что можно делать, а что нельзя? Это касается и других членов семьи: если мама разрешает одно, папа - другое, а бабушка - третье, то ребенку будет трудно разобраться, кого же, собственно говоря, слушать и чьи правила соблюдать.

Правила существуют для того, чтобы их нарушать

Разумеется, следование правилам не должно оборачиваться подавлением личности. Правила существуют не для того, чтобы их время от времени соблюдать, а для того, чтобы их иногда нарушать.

Постарайтесь не перегнуть палку, чтобы не стать заложниками установленных правил. Ребенку, который живет по строго установленным законам, в будущем будет сложно принимать самостоятельные решения, ведь он всегда жил по установленным кем-то правилам. Кормление, сон и прогулки в одно и то же время - это, конечно, хорошо. Но малыш должен понимать, что иногда правила можно нарушить и ничего страшного не произойдет. Например, в выходной день, по праздникам или когда приезжают гости. Только обязательно объясните ребенку, что это разовая акция в честь праздника, а завтра вы опять вернетесь к вашему привычному распорядку дня. Давать почувствовать вкус самостоятельности нужно постепенно, маленькими глотками, как будто пьете горячий чай: если сделать слишком большой глоток, можно сильно обжечься, да и вкус чая так не заметен, а делая маленькие глотки, вы чувствуете весь аромат чая и в то же время не обжигаетесь. При умелом дозировании самостоятельности ребенок чувствует все прелести "взрослой" жизни и учиться обходить подводные камни.

Самое главное - найти ту золотую середину между дисциплиной и демократией. Поступая исключительно по указке взрослых, очень трудно стать самостоятельным человеком, поэтому почаще предоставляйте ребенку право выбора. Уже с полутора лет кроха может выбрать, что он хочет есть. Но не ставьте вопрос ребром: "Ты хочешь есть или нет?" Если ребенок ответит "нет", то вам придется либо нарушать установленные правила, соглашаясь с его решением, либо уговаривать малыша поесть. Ребенок должен чувствовать, что он имеет право принимать самостоятельные решения. Вопрос должен звучать так: "Что ты будешь есть на ужин - картофельное пюре или солянку?" Тогда, с одной стороны, ребенок может выбрать, а, с другой стороны, его ответ в любом случае окажется приемлемым для вас. Точно так же кроха может выбирать, на какой площадке он будет играть, какую игрушку возьмет с собой на улицу или какие колготки наденет. При правильной постановке вопроса получается, что ребенок как бы по собственной воле принимает правильное решение.

Когда малыш немного подрастет, он сможет устанавливать свои собственные правила, но делать это будет уже сформировавшаяся личность, умеющая отвечать за свои поступки.

0

2

Родительские университеты
Воспитывать ребенка надо, пока он поперек лавки лежит, гласит народная мудрость. Не стоит ждать, когда он вырастет и поумнеет, можно дождаться чего-то совсем не того.
Часто родители оказываются в двойственном положении: с одной стороны, хотят предоставить своим детям как можно больше свободы, воспитывать их с минимальным принуждением, без тирании. С другой, - не знают, что делать, когда дети начинают плохо вести себя, отбиваются от рук, выходят за рамки дозволенного. В сложных ситуациях взрослые теряются, нервничают, в какой-то момент срываются и даже переходят к "рукоприкладству".

Пример из жизни: двухлетний малыш приобрел дурную привычку швыряться игрушечными машинками, если родители или брат с сестрой не делали того, чего ему хотелось. Мать после уговоров и просьб крепко отшлепала его - и с тех пор машинки перестали летать по квартире. Но покой в семье так и не наступил. С ребенком по-прежнему проблемы: он показывает окружающим язык. В итоге мать опять сорвалась и ударила его, на сей раз по губам. Пример из жизни подтверждает давно известный факт, битье оказывается эффективным лишь на короткое время. Какова альтернатива? Что делать, если, как в нашем примере, ребенок швыряется всем, что попадает под руку. Во-первых, родителям необходимо понять, почему он это делает. Возможно, у малыша проблемы и он хочет обратить на себя внимание? Или убедился на опыте, что такое поведение заставляет всех суетиться вокруг него и наслаждается властью над семьей: он швыряет игрушки - и никто ничего не может с ним поделать.

Скорее всего, такое поведение - протест против неожиданно изменившегося стиля воспитания. В первые два года, пока родители считают, что ребенок еще мал, они часто безудержно балуют его, ни в чем его не ограничивают до тех пор, пока вдруг не осознают, что в доме подрастает тиран. Тогда они круто "поворачивают руль", становятся жесткими, требовательными, отказываются от ласковой снисходительности. И ребенок отвечает на это так, как ответил бы любой в подобной ситуации: из чувства протеста начинает провоцировать родителей.

Дети швыряются чем ни попадя, когда что-то не получается, или делают что-нибудь столь же вызывающее, к примеру, мажут стены вареньем или краской, царапают мебель, барабанят по клавиатуре компьютера или пианино, - сознательно действуют взрослым на нервы.

Изначально дети не бывают злыми и непослушными, они вовсе не маленькие изверги, как нам, родителям, иной раз может показаться. Почему они так поступают? Почему провоцируют нас? От избалованности? Из вредности? Отнюдь. Причины бывают разными. Ребенок может чувствовать себя заброшенным, поскольку у родителей было мало времени для него... Потому что младенец, появившийся в семье, не дает малышу выспаться... Потому что папа приходит домой измотанный и грубо отталкивает сына, который зовет его поиграть... Потому что ворчит бабушка, вечно недовольная всеми... Потому что мама все время "на взводе" из-за того, что на работе предстоят увольнения...

Дети виртуозно умеют добиваться внимания к себе с помощью всевозможных ухищрений. Вовсе не трудно привести ребенка в чувство: во многих сложных случаях достаточно просто сказать ему, что его поведение неприемлемо. Но универсальный рецепт прост: дать ребенку больше любви, обеспечить возможность заниматься тем, что ему интересно. Не жалейте на детей времени, чаще делайте что-либо вместе: займитесь домашними делами, надев резиновые сапоги, побродите по лужам, почитайте или посмотрите фильм.

Побуждайте ребенка играть самостоятельно - хваля его, восхищаясь тем, что у него получилось, показывая, с каким интересом вы относитесь к его делам.

Разобраться в причинах непозволительного поведения важно, но это не даст ответа на вопрос о том, как действовать в конкретной ситуации. На что можно не обращать внимания, чтобы ребенок успокоился? Когда и как отвлечь его? И когда надо проявить твердость и последовательность, а в случае необходимости даже применить силу?

В конкретном примере, когда малыш швырялся игрушками, чтобы настоять на своем, не помогут ни отвлекающие маневры, ни разъяснения. Ребенок прекрасно понимает, с какой целью совершает свои действия.

Мать сделала ошибку, которую так часто совершают родители: стала разъяснять, почему нельзя швыряться (другим можно сделать больно и т.д.). Малыш послушно кивал, а на следующий день все повторилось... Только после этого мама стала действовать, но неуверенно: отобрала машинки - всего на день. Малыш пообещал "больше так не делать" - и мать вернула игрушки. А он снова стал швыряться! Два года - это как раз возраст упрямства, к тому же малыш просто еще не способен сдержать данное слово.

Мало смысла в том, чтобы реагировать на провокационное поведение разъяснениями, просьбами, предостережениями или угрозами. Помогут только быстрые и решительные действия: не возмущаться, не устраивать спектакль, а реагировать холодно и "скучно". Нужно было отобрать машинки, которыми малыш швырялся, и коротко предостеречь: "Будешь так делать, заберу вообще все машины!" И так и поступить.

Следовало бы взяться за "кризисного малыша" и с другой стороны: не донимать поучениями, а выделить дополнительное время для регулярных игр и занятий с ним. Это надежный способ облегчить ребенку переход к более последовательному и строгому стилю воспитания.

Мораль истории: важно с малых лет, лучше всего уже в ползунковом возрасте, показывать детям границы допустимого. Терпеливо и последовательно, без криков и шлепков. Ребенок хочет познать окружающий мир, заглянуть в выдвижные ящики, подергать шнуры домашней техники, нажать на кнопочки, забраться под стол, поковыряться в цветочных горшках, подергать за ниточки бахромы, пройтись фломастером по стенам, будто приглашающим разрисовать их. Здесь нужна терпимость, а часто и помощь.

С другой стороны, ребенок интересуется не только миром вещей, но и людьми, т.е. нами. Ему хочется знать, когда и каким образом мы реагируем на его действия, как ведем себя в той или иной ситуации. Уверенность в жизни мы можем дать детям только в том случае, если будем для них предсказуемы. Когда мы реагируем сегодня так, а завтра иначе, когда сегодня что-то разрешаем, а завтра запрещаем, когда сегодня не замечаем того, за что завтра можем шлепнуть, малыш теряется. Непоследовательность в обращении с детьми вселяет неуверенность, неуверенность заставляет бояться, а страх толкает к бунту.

Как показать маленькому ребенку границы дозволенного? Например, вы хотите отучить его от привычки хватать трубку зазвонившего телефона и сразу бросать ее на рычаг. На первом этапе коротко объясните, почему ему нельзя подходить к телефону. Второй шаг: отведите его в сторону, сказав спокойным тоном "нельзя", если он все-таки подошел к аппарату. Если не помогло (а такую вероятность надо иметь в виду!), поставьте телефон повыше, чтобы ребенок не мог до него дотянуться.

Если это невозможно, надо взять малыша на руки и унести из комнаты, не обращая внимания на протесты. Таким образом, мы радикально меняем ситуацию: теперь у него вообще нет возможности для непослушания.

Такие изменения ситуации относятся к важнейшим средствам воспитания в обращении с маленькими детьми. Они в сто раз эффективнее, чем наказания или бессмысленные требования поступать так, как мы ожидаем.

Вот несколько примеров такого изменения ситуации. Двухлетний ребенок обнаружил, что кетчупом можно рисовать прямо на обеденном столе. Все попытки отвлечь его от этого занятия, просьбы и уговоры не действуют. Ваши действия? Без долгих препирательств выставите его из-за стола: "Мне не нравится, что ты тут натворил. Видно, ты не голоден. Можешь отправляться в свою комнату!"

Еще вариант непослушания: малыш во время прогулок не идет рядом с матерью, а неожиданно выскакивает на проезжую часть. Как действовать? Не нужно упрашивать, ругать за такое поведение. Следует крепко взять ребенка за руку и какое-то время не отпускать, не обращая внимания на жалобное нытье. Это тоже будет изменением ситуации. Не теряйте драгоценного времени, действуйте - дети растут быстро!

0


Вы здесь » Наши любимые детки » Воспитание детей » Воспитание детей от 1 до 3.