Знает ли кто-нибудь, на что в действительности способны младенцы? Если судить по внешним проявлениям в первые дни и недели после рождения, то не на многое. Кажется, будто все время у малыша уходит на жизненно важные занятия - поглощение молока, плач и крики, сон и какание, которые изредка перемежаются недолгими периодами внимания к происходящему вокруг.
Однако последнее исследование показало, что на самом деле новорожденные делают намного больше. «Уже в первые минуты жизни младенцы демонстрируют удивительные способности, - уверена доктор медицины Naomi Steiner. - Мозг новорожденного суперактивен и готов к восприятию новой информации».
Исследование проводилось с использованием последних достижений в области высоких технологий, в частности внутриутробной фотографии и формирования изображений мозга. Результаты исследования вкратце можно суммировать таким образом: младенцы чрезвычайно умны. Разумеется, для родителей это открытие не стало неожиданностью. Но это еще не все: оказывается, каждый ребенок уже при рождении наделен уникальной индивидуальностью, которая проявляется в первые недели жизни.
Умственное и физическое развитие ребенка
Человек покидает материнскую утробу, когда готов увидеть мир. Однако развитие только что появившегося на свет крошечного человека лишь начинается. Сравните новорожденного человеческого детеныша со щенком: щенок восьми недель от роду вовсю бегает, играет, самостоятельно ест и пьет; младенец того же возраста едва может различать предметы и с трудом осваивает управление сложным механизмом собственного тела. В чем же дело? «Нервная система и мозг малыша лишь частично развиты, - говорит Др. Steiner, - а ведь мозг - центральный центр управления всем организмом. При рождении вес мозга ребенка составляет всего четверть массы мозга взрослого человека. Он может регулировать только самые важные жизненные функции, например, дыхание, плач, сон и поглощение пищи. Однако кора головного мозга - участок мозга, отвечающий за сложные мыслительные процессы и эмоции - растет и развивается, поэтому ребенок делает то, что хочет, а не просто реагирует на внешние раздражители».
Итак, как же беспомощный орущий сверток превращается в веселого и способного малыша? При рождении в организме ребенка имеется 100 миллиардов нейронов (клеток мозга). Однако сами по себе нейроны еще не стимулируют рост мозга и развитие умственных способностей ребенка. Для того чтобы выполнить простейшее действие, например, проследить взглядом за движущимся объектом или улыбнуться, клетки мозга должны между собой вступить во взаимодействие посредством дендритов, образующих своеобразные перемычки между нейронами. Такие соединения клеток мозга называют синапсами. При рождении количество синапсов у ребенка очень незначительно, что также говорит о его неразвитости: мозг новорожденного передает информацию в 16 раз медленнее, чем мозг взрослого. Для ускорения передачи информации также нужно время; мозг новорожденного ребенка только начинает вырабатывать миелин - густое жирное вещество, ускоряющее соединение нейтронов. Только за первые три месяца жизни количество синапсов в мозгу малыша увеличивается более чем в 20 раз!
Ваша роль в развитии мозга малыша
Однако завершение формирования мозга ребенка происходит не автоматически. Последние исследования подтверждают, что развитие мозга зависит от активности ребенка. Каждое новое занятие или опыт - от рассматривания радио-няни, свисающей с колыбельки, до понимания того, что крики приводят к кормлению или материнским ласкам - возбуждает определенные нервные цепочки и оставляют в бездействии остальные. Что это означает для родителей? Совершенно необязательно перегружать малыша различными занятиями. Говорите с ребенком, качайте его на руках - т.е. делайте все то, что делают родители с новорожденными - это способствует умственному развитию малыша.
По мнению доктора медицины T. Berry Brazelton, профессора педиатрии Гарвардского университета и автора нескольких десятков книг для родителей, основная причина несформировавшегося состояния мозга при рождении заключается в том, что люди - существа социальные, развитие которых во многом определяется обществом. «Индивидуальность для щенка или жирафа не настолько важна, как для человека, - считает Др. Brazelton. - Наши индивидуальные отличия оказались бы под угрозой исчезновения, если бы мы появлялись на свет с более совершенным и сформировавшимся мозгом. Но не торопитесь с выводами. Способности младенцев не перестают нас удивлять. Они мгновенно перенимают у окружающих как хорошее, так и плохое, быстро учатся и многое запоминают».